массажа и гимнастики для деток. От рождения до 3-х лет
От редакции
В данной книжке мы совместили труды 2-ух создателей, экспертов в области здоровья, спорта и красоты. Наш первый создатель – опытнейший массажист, доктор, педагог детского массажа Владимир Иванович Васичкин. Наш 2-ой создатель – юная мать, в прошедшем спортсменка и инструктор по оздоровительным видам спорта и фитнесу Ирина Тихомирова.
Собрав воедино две рукописи, мы сотворили реальную " Энциклопедию массажа и гимнастики для маленьких деток ". Мы искренне доверяем, что она станет увлекательна и информативна для всех читателей. Книга может начинать приятным пособием для профессионалов в области детского массажа и хорошим советчиком для юных, неопытных родителей.
Мы доверяем, что не упустите даже незначимых аспектов в описании такового сразу трудного, полезного и нужного занятия, как массаж и гимнастика для наших ненаглядных маленьких творений, наших любимых детей.
Читайте нашу " Энциклопедию ", получайте нужные познания и навыки, вконцеконцов, проводите оздоровительные занятия со своими крошками, будьте здоровыми, счастливыми, любимыми!
Наша юная мать Ирина Тихомирова

Наш создатель, Ирина Тихомирова, издавна сотрудничает с нашим издательством. Ее книжки о популярных видах спорта и фитнес-методиках захватили влюбленность читателей. Ирина, в прошедшем спортсменка и дипломированный инструктор по оздоровительным видам спорта и фитнесу, а сейчас – корреспондент, писательский редактор и журналист, нетакдавно стала матерью. Это знаменательное явление привело к изменению сферы ее творческих интересов.


Заинтересовавшись детьми и их развитием, она, основываясь на своем эксперименте матери и проф познаниях тренера, написала некотороеколичество статей и авторских работ по теме: " Детский массаж, гимнастика, плавание, сплошное формирование ".
В данной книжке она поделится с вами, наши недешевые читатели, своими собственными родительскими познаниями о физиологическом воспитании малыша. Надеемся, что приводимая тут информация, общедоступно изложенная и сопровождаемая красочными иллюстрациями и практическими советами, поможет всем заинтересованным юным родителям ежели не в совершенстве, то на достаточном для семейного внедрения уровне завладеть способом проведения массажа и гимнастики у детей. Желаем вам фортуны в освоении такового непростого, но нужного всем мамам и папам мастерства!
Знакомьтесь, вас консультирует Владимир Васичкин!

Владимир Иванович Васичкин – создатель книжек, справочников, учебных пособий и новейших способов целебного массажа при разных патологиях, издаваемых наиболее 20 лет многомиллионными тиражами в России и остальных странах решетка.


Занимаясь научно-практической и исследовательской деловитостью с 1959 года, создатель удачно использует и деятельно передает накопленный эксперимент, непрерывно выступая на семинарах, конференциях, конгрессах по способам массажа и самомассажа в комплексе с рефлексотерапией.
В 1974 году Васичкин вел курсы повышения квалификации средних мед сотрудников при Главном управлении здравоохранения Санкт-Петербурга, обучая способам и технике массажа у деток разного возраста. Далее на складе 6-й детской больницы он вел научно-практические занятия по обучению медсестер разновидностям детского массажа и лечебной гимнастике при разной ранней патологии. Под управлением завкафедрой Педиатрической академии Санкт-Петербурга доцента, к. м. н. М. И. Фонарева Васичкин учил мед сестер и докторов способам массажа у деток раннего возраста.
Несколько лет Васичкин управлял мед восстановительно-реабилитационным центром в Санкт-Петербурге по подготовке водящих спортсменов страны к Олимпийским забавам, чемпионатам Европы и решетка. Более 10 лет он читал обзорные общественные лекции в Центральном лектории Санкт-Петербурга по способам точечного, классического, сегментарного, спортивного, детского, оздоровительного и целебного массажа при разных заболеваниях и для их профилактики. Кроме такого, он учил мед тружеников в училище повышения квалификации при Главном управлении здравоохранения Санкт-Петербурга в качестве старшего преподавателя-методиста, а втомжедухе организовал обучение слабовидящих учеников на складе 2-го мед училища и помогал в качестве преподавателя.
Владимир Иванович возродил традиционную школу российского массажа, обучая всех желающих и помогая им узнать и овладеть в совершенстве методику и технику современного массажа. В настоящее время, непрерывно выезжая за рубеж, он читает лекции и ведет семинары по способам массажа, выступает с докладами на интернациональных конгрессах. В 2001 году решением ученого совета движения " Академия Здоровья и Экологии " за функциональную научно-практическую активность и свой вклад в оздоровление обитателей Санкт-Петербурга и России В. И. Васичкин избран доктором академии.
Всегда ваша, редакция известной литературы издательства " Питер "
Введение. Молодым родителям о детях и массаже
Посвящаю семье Андрея Новика и его детям
Владимир Васичкин

Заботливые предки пристально смотрят за развитием собственного малыша, вособенности в ранний период его жизни. Любые замеченные отличия в поэтапном становлении младенца отмечаются как спецами: педиатром, мед сестрой и т. д., так и недалёкими малыша. В медицине понятно три периода возрастных конфигураций: 1-й период – от рождения до главного месяца жизни; 2-й период – от главного месяца до 12 месяцев жизни; 3-й период – от главного года до 3 лет.
Каждый из данных периодов характеризуется определенными анатомо-физиологическими и нервно-психическими переменами, происходящими в организме младенца. Ребенок в утробе мамы непрерывно шевелится, что отмечается ею. Весят новорожденные в среднем от 2, 5 до 4 кг. Однако вес может сомневаться как в наименьшую, так и в огромную сторону. Известно, что толпа новорожденного может сначала уменьшиться на 100–200 граммов, но к 10-му дню от рождения все нормализуется, и вес к 1-му году жизни доходит до 10 кг. Рост, как правило, сочиняет 48–55 см. В зависимости от возраста, повышение роста тела у деток проистекает также по-разному. До 3 месяцев рост возрастает в среднем на 3 см. От 4 до 6 месяцев – на 2–2, 5 см. От 7 до 9 месяцев малютка может подрасти на 1, 5–2 см. В возрасте от 10 до 12 месяцев – на 1 см. Со другого года жизни наступает наиболее бурная фаза роста. Рост малыша может увеличиться на 2-10 см, а на 3-ем году жизни – на 2–8 см.
Всегда нужно держатьвголове о скачкообразном развитии младенца, чему предшествует замедленный, накопительный, личный период развития, а втомжедухе о том, что формирование всякого малыша тенденциозно, благодарячему указанные нормы не являются догмой и не стоит ориентироваться на них очень педантично.
Что может Ваш малютка от рождения до 1 года

1 месяц. На главном луне жизни малыш затевает укреплять взор на передвигающихся игрушках, усмехается, реагирует на яркие цвета и звучные звуки, отыскивает очами недалёких, приподнимает головку без фиксации, плачет без слез.
2 месяца. На другом луне малыш продолжительно располагаться в расположении лежа на животе, сравнимо продолжительно удерживает головку. В неплохом настроении гулит, а в беспокойном состоянии шумно орет.
3 месяца. На 3-ем луне малыш проявляет энтузиазм к игрушкам, тянется к ним, удерживает их, ощупывает. Лежа на животе, приподнимается на руках, может переворачиваться со спины на животик и на бок. Находясь у зрелых на руках, отлично владеет головку, усмехается окружающим. В этот период он деятельно двигает ручками и ножками, проявляет коммуникабельность.
4 месяца. На четвертом луне малыш затевает капризничать, но возбудитель в облике игрушки, бутылочки, соски и т. д. вызывает у него любопытство, заинтересовывает. Он хочет более знаться, выражает наслаждение ухмылкой, сам меняет позы, употребляет немало звукосочетаний. Мышцы спины закрепляются, малыш быстро реагирует на недалёких людей активными движениями рук и ног, навечно укрепляет взор на игрушках, трогая их ладонями.
5 месяцев. На 5-ом луне у малыша закрепляются мускулы спины, что дозволяет ему безпомощидругих переворачиваться с живота на спину и назад. Опираясь на ладошки, он приподнято поднимает голову, ищет очами предметы и дотягивается до них. Общение малыша с недалёкими людьми делается наиболее функциональным, он выяснит их по гласу, реагирует на родное имя.
6 месяцев. В полгода у малыша начинают развиваться мускулы нижних конечностей. Ребенок сидит, пробует стать на лапти, при протягивании к нему рук пробует ползти. Он реагирует на новейших людей, исследует их, довольствуется, плачет. Вполне безпомощидругих сидит.
7–8 месяцев. В этом возрасте малыш – реальный проказник, он деятельно ползает, добирается до разных предметов, за ним нужен неизменный надзор.
9 месяцев. В 9 месяцев малыш кое-что лепечет на собственном языке, сооружает рожицы и приобретает наслаждение от реакции окружающих. Ему уже разрешено дарить поручение на отыскание подходящего предмета, он пылко занимается игрушками. При питании сам владеет чашечку, но ежели впору не сохранить, может кинуть ее на пол. Он просит общения, соображает слова " сядь ", " подай ", " бери ", " держи прочно ", играет в ладушки и т. д.
10 месяцев. В 10 месяцев малыш пробует бродить без сторонней поддержке. Он безпомощидругих встает, понимает, что его обожают окружающие, ревнует, ежели иным детям зрелые уделяют более интереса, верно соображает " да " и " нет ".
11–12 месяцев. В возрасте от 11 месяцев до года малыш безпомощидругих стоит, приседает, сидит на корточках, поднимает упавшую игрушку, отдельными пальцами кисти берет маленькие предметы, времяотвремени норовя решать их в рот. Он подражает звукам, жестами выражает свои желания, сменяя ими слова " дай ", " бери на ручки " и т. д. В этот период развития малыша делается светло, какая десница у него наиболее развита – правая или левая. Кроме такого, он затевает безпомощидругих делать первые шаги, и этому нужно всячески содействовать.
В окончание нужно отметить, что слух и привкус у деток развиваются и совершенствуются еще в период внутриутробного развития. С 1, 5–2 лет у новорожденного устанавливается цветовое зрение, а к 4 годам жизни имеетместобыть наибольшая насмешка зрения. Запахи малютка затевает распознавать уже в 2–3 месяца, а к 6–7 годам чутье создается совсем. Тактильная чувствительность развивается с 5-6-й недели жизни малыша, благодарячему приемы массажа и самомассажа во время беременности элементарно нужны для развития обычного, здорового младенца.
Мы растем и мир изменяется!

1 месяц. В состоянии бодрствования новорожденный малыш располагаться совершенно маленькую дробь дняиночи. Однако начиная с 3–4 недель жизни над кроваткой малыша нужно подвешивать красочные игрушки, чтоб он мог их разглядывать. На возвышенности возле 70 см над грудью малыша подвешивается броский шар, большая игрушка. Движения глаз у малыша стают координированными, он укрепляет взор, возникает ухмылка. Ребенок пробует сдерживать головку, ежели какоказалось в вертикальном расположении, кпримеру находясь на руках у зрелых. Тактильные раздражители чрез кожный анализатор вызывают позитивные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий – 40–45 раз, пульс – 130–140 ударов в минутку.
Родителям и спецу по детскому массажу нужно держатьвголове, что конкретно в этот период жизни малыша двигательные рефлексы у него основаны на абсолютных врожденных связях. Основное в этот период – побуждение функциональных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.
2 месяца. Ребенок, которому пошел 2-ой месяц, даетответ ухмылкой на ласковый, нежный беседа, смотрит за двигающейся игрушкой, может сконцентрировать собственный взор на зрительном раздражителе, укреплять слуховой источник. У малыша возникают движения выпрямленных рук, он ощупывает понравившиеся игрушки. В связи с этим нужно вешать наиболее яркие игрушки на наиболее невысоком уровне, чтоб малыш мог их трогать, доставать, держать, наталкиваться, учить, трогать. Если зрелый затевает беседа, малыш поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, усмехается в протест на нежные слова. Лежа на животе, отлично поднимает голову и удерживает ее в движение 1–1, 5 минутки в вертикальном расположении. Но пассивных движений делать еще невозможно. В это время проистекает закрытие небольшого родничка, ежели он был раскрыт. Ребенок затевает гулить, сдерживать в ручках предметы.
3 месяца. В 3 месяца малыш при общении быстро двигает ручками и ножками, усмехается, лежит на животе, делаяупор на предплечья, приподнято поднимает голову, укрепляя ее. Он вольно удерживает голову в вертикальном расположении, поворачивает ее в разных направлениях, обретая очами зрелого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, выражая при этом позитивные эмоции, радостное расположение. Исчезает парадокс ползания.
4 месяца. У 4-месячного малыша равномерно теряется физическая гипертония мускул нижних конечностей. Лежа на животе, малыш уже базируется на ладошки, поворачивается со спины на животик, делает " мостик ", прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении, выяснит мама, глядит в сторону родника звука, разглядывает и захватывает висящие предметы, сам удерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий – 35–40 раз, пульс – 130–135 ударов в минутку.
5 месяцев. 5-месячный малыш непревзойденно выяснит мама, твердо хватает предметы и тянет их в рот. Протягивает руки к игрушкам уже преднамеренно, удерживает их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, стабильно стоит при помощи под мышки. Переворачивается со спины на животик, на бок, продолжительно лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию зрелого. В этом возрасте малютка уже может поставить классическую музыку – 5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди, но ритмичная или джазовая мелодия нервирует малыша. Некоторые детки в этом возрасте начинают отлично обращаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни малыша теряется физическая гипертония мускул на руках, а к 4 месяцам то же проистекает и на ногах малыша.
6 месяцев. Полугодовалый малыш реагирует на родное имя, затевает лопотать, длительно занимается любимыми игрушками, вольно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без помощи, берет объект одной рукою. Произносит слоги " ба ", " ма ", " да ". Ползание восстанавливается, но уже на относительном рефлексе: малыш сам, отталкиваясь, продвигается вперед по поверхности массажного стола. В этом возрасте у него начинают развиваться молочные зубы, поначалу нижние средние резцы. Укрепляются мускулы спины и плечевого пояса. Ребенок соображает просьбы зрелого " сядь ", " повернись ", " ляг ", " дай ". В этот период необходимо жить меньше массажных манипуляций на нижних конечностях, а более интереса уделять области спины и живота.
7 месяцев. 7-месячный малыш отлично ползает, исполняет разные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом обретает подходящий объект, исполняет простые поручения: " брось ", " бери в иную руку ", говорит слоги " ма-ма ", " ба-ба ", немало лепечет. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и влечет в ротик, встает на колени, четвереньки. Прорезаются верхние средние резцы, количество дыханий – 30–35 раз, пульс – 120–125 ударов в минутку.
8 месяцев. В 8 месяцев малыш сравнимо отлично сидит, стоит, продолжительно и многообразно занимается с разными игрушками. Выполняет просьбы " поиграем в ладушки ", " дай игрушку ", " ручку ". Находит взором, укрепляя, некотороеколичество предметов. Его интересует отображение в зеркале, он делает пробы бродить. Выполняет немало разных манипуляций, таковых как складывание кубиков, пирамиды, садится и ложится без сторонней поддержке.
9 месяцев. На девятом луне малыш затевает безпомощидругих бродить, чуть-чуть придерживаясь за руку родителя, знает родное имя, встает на колени, собирает маленькие предметы. Малыш уже усваивает значение почтивсех слов: " вот медведь ", " вот киска ", повторяет немало слогов, пробует торчать без помощи и опоры. Есть верхние молочные зубы, и уже уходят резцы.
10 месяцев. Ребенок взрослеет, как говорится, не по дням, а по часам. Он поднимается и стоит без опоры, отлично сидит на стуле, делает пробы безпомощидругих бродить, держась за одну руку. Знает немало слов: " сделай так ", " подай мяч ", " сложи кубики ", разглядывает рисунки в книге. В это время родителям нужно учить его бродить, удерживая за обе ручки сразу. Разговор лучше помочь демонстрацией, кпримеру так: " Это скотина – му ", " Это кар – би-би ", " Это пес – ав-ав ". Ребенок затевает воспринимать запрещающие слова: " невозможно ", " не трогай ", " верни ", " отдай " и т. д.
11 месяцев. В 11 месяцев малютка овладевает многими деяниями: поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, одевает в определенном порядке кольца, становит кубики, делает первые самостоятельные шаги, исполняет почтивсе просьбы зрелого, приносит требуемую игрушку, мячик, куклу, машинку. При помощи за одну руку отлично прогуливается, безпомощидругих стоит. Правая десница в исполняемых манипуляциях затевает доминировать, вособенности выделяется 2-ой палец правой кисти. Пытается безпомощидругих снимать носки, обувь.
1 год. В год малыш делает первые шаги без помощи, знает заглавие почтивсех предметов, указывает доли собственного тела, говорит отдельные слова, исполняет задания: " принеси ", " дай ", " отыщи ". Легко повторяет за зрелыми новейшие слоги, слова. Использует возле 5-10 слов, но говорит их сосвоейточкизрения. Пьет безпомощидругих из чашечки, кружки. Спит уже возле 14–16 часов в день. Часто на практике предки, не обладая манипуляцией, интуитивно поглаживают и растирают родное чадо, сопровождая эти деяния сопутствующими словами, приговорами:
• Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы( поглаживание, пиление).
• Ехал поезд запоздалый( плоскостное поглаживание одной рукою).
• Из крайнего вагона сыпался горох( пунктирование кончиками пальцев).
• Пришли куры, поклевали, поклевали( щипцеобразное разминание пальцами).
• Пришли гуси, пощипали, пощипали( разминание).
• Пришел слоненок, потоптал, потоптал( надавливание пальцами).
• Пришла слониха, потоптала, потоптала( разминание).
• Пришел слон, потоптал, потоптал( надавливание пальцами, базой ладошки).
• Пришел дворник, все убрал, все убрал( граблеобразное поглаживание).
• Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать( приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).
• Дорогие супруга и дочка, цзинь-точка, цзинь-точка( пунктирование).
• Я прикупил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка( акупрессура локальных точек).
• А для маленькой для дочки я прикупил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка( последовательное действие на биологически функциональные точки, релаксация или активизация).
В различных семьях свои присказки, какие произносятся с одновременным исполнением приемов массажа.
Физкультура для младенцев

Наука, изучающая индивидуальности ребяческих заболеваний, способы профилактики и течения болезней, индивидуальности физиологии и гигиены детского возраста, именуется педиатрией. Благодаря многолетнему труду А. Ф. Тура, К. Д. Губерта, М. И. Фонарева, С. М. Иванова, С. А. Бортфельда, Е. И. Рогачевой, М. С. Лавровой, Е. Л. Мугиновой и остальных была изобретена способ детского массажа, в которой учтены индивидуальности психомоторного развития малыша в возрасте до 1-го года. Л. И. Чулицкая строчит, что " ранний возраст представляет собою тот корень, от цитадели которого зависит важность физиологического состояния только народонаселения нашего сообщества ". Наблюдения и выводы почтивсех исследователей демонстрируют, что в яслях, ребяческих домах малыша детки почаще только оказываются физиологически неполноценными, малообщительными, они желают к уединению, угрюмы, нехорошо себя ощущают. В то же время детки, выпестованные матерью и отцом, традиционно наиболее здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдаются наиболее раннее формирование всех возрастных функций.
Основа системы физиологического обучения деток раннего возраста изобретена в Санкт-Петербургском педиатрическом мед ВУЗе. В руководствах В. К. Добровольского( 1960), В. Н. Мошкова( 1963), С. М. Иванова( 1969), М. И. Фонарева( 1973) и остальных все главные советы по использованию гимнастики и массажа в раннем возрасте разделяются на три группы: функциональные, пассивные, рефлекторные. Давайте остановимся на всякой группе раздельно.