Активные движения – это неоправданно выполняемые ребенком движения. Данные движения имеютвсешансы быть вызваны речевой инструкцией, игрушкой или исходным расположением( начальной позой) малыша. Для наиболее четкого выполнения гимнастических упражнений употребляют палочки, кольца, игрушки или манипуляции рук инструктора, массажиста, родителя.
Применять гимнастику в сочетании с массажем рекомендуется с 1, 5-2-месячного возраста. Первые функциональные движения соединены с реакцией на состояние тела. Так, в позе лежа на животе( рис. 1) детки деятельно поднимают и удерживают головку. Руки малыша при этом размещаются перед глубокий клеточкой, картина чуть-чуть повернута в сторону.
Рис. 1
Для исполнения функционального упражнения " парение " спец по массажу располагает обе или одну руку( рис. 2) у малыша под животиком и, приподнимая его, укрепляет в предоставленной позе в движение нескольких секунд. Ребенок при этом отводит головку и плечики обратно, прогибает спинку. При исполнении этого упражнения в работе участвуют мышцы-разгибатели спины и мышцы-разгибатели тазобедренного сустава. После 5–6 месяцев жизни упражнения разрешено накрутить. Например, из исходного расположения лежа на спине( рис. 3) малыша приподнимают за ручки, потом переводят его в позу стоя, усложняя перемещение колец или предметов, за какие кистями хватается малыш.
Рис. 2
Рис. 3
В возрасте от 3 до 5 месяцев гимнастические упражнения усложняют за счет поворотов со спины на животик при помощи малыша за одну ручку. При этом укрепляют голени обеих ножек малыша, лежащего на спинке, постоянно поддерживая ручку малыша, противоположную стороне поворота( рис. 4).
Рис. 4
В 6–8 месяцев подключают гимнастические упражнения на стимуляцию ползания по течению к игрушке или ползание с поддержкой спеца по массажу, который исполняет упражнение с малышом, подложив ему ладонь под живот.
После освоения частей ползания нужно равномерно перейти к упражнениям, связанным с позой малыша сидя. Приподнимание головы и плеч из позы лежа на спине нужно жить, отводя руки в стороны и сразу приподнимая их.
Упражнение " парение " в позе малыша лежа на спине выполняется за счет мускул шеи, груди, брюшного литература( рис. 5). Гимнастическое упражнение присаживание при неплохом тонусе мускул малыша может быть сделано при помощи как за обе ручки, так и за одну, а втомжедухе с внедрением колец или предметов, какие малыш может сдерживать. Постепенно разрешено переходить к присаживанию с удержанием за согнутые ручки.
Рис. 5
В конце главного года жизни малыша для развития мускул брюшного литература включают самостоятельные присаживания с фиксацией коленных суставов. При обычном развитии малыша в этот период жизни осваивают наиболее трудные гимнастические упражнения, такие как переход в позу стоя с поддержкой рук. Упражнения делают с предметами, кольцами, игрушками, усложняя движения сгибанием и разгибанием рук – " бокс ".
Постепенно вводят движения для развития высших конечностей, такие как круговые вращения руками, возвышение рук кверху совместно и попеременно, скрещивание их, усложняя эти движения одновременным захватом предметов, палочек. В этом же возрасте включаются команды " бери игрушку " – наклоны тела малыша вперед, приседания.
С детьми на 2-3-м году жизни проводят личные занятия, используя ходьбу по доске, наклонной поверхности, гимнастической лавке, применяя ребристые поверхности для укрепления мышечного свода стоп.
Пассивные движения
Пассивные гимнастические упражнения проводятся родителями, специалистом по детскому массажу или методистом по ЛФК без противодействия со стороны малыша. Закрепление и автоматизация двигательного опыта проистекают за счет бессчетных сигналов – зрительного, вестибулярного, суставно-мышечного, тактильного, речевого. Примерные вариации пассивных гимнастических движений: предотвращение рук в стороны; скрещивание рук на груди( рис. 6 и 7); сгибание и разгибание рук; сгибание и разгибание ног совместно( рис. 8). Данные движения разрешено делать как попеременно, так и сразу. Все выполняемые пассивные движения нужно жить медлительно, с учетом физического направленности движений, не допускать насильственных действий. Амплитуду, дозу и повторяемость движений необходимо равномерно усиливать, взыскательно учесть особенность малыша и его положение в настоящее время.
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рефлекторные движения
Рефлекторные гимнастические упражнения, в базе которых лежат врожденные двигательные рефлекторные реакции, проводятся первые три-пять месяцев жизни малыша, когда еще не утрачены безусловные двигательные рефлексы – " автоматическая походка ", ладонно-ротовой рефлекс, хоботковый рефлекс, хранение равновесия, защитно-оборонительные рефлексы.
Рефлекторные гимнастические упражнения для стоп, в базе которых лежит рефлекс Бабинского, выполняются при легком надавливании на подошву в середине средней полосы стопы при сжатии пальцев( точка юн-цуань). Пальцы стопы малыша при этом сжимаются " в кулачок "( рис. 9). При надавливании на внешний свод стопы по полосы внешнего края стопы( точка пу-шэнь) вызывается рефлекторное перемещение пальцев – выведение, разжимание, круговые движения стопы( рис. 10).
Рис. 9
Рис. 10
Гимнастическое упражнение на рефлекторное ползание, в базе которого лежит рефлекс Бауэра, выполняется при раздражении подошв обеих стоп лежащего на животике малыша. Ребенок, отталкиваясь от подпирающей ладошки спеца по массажу, проползает вперед по плоской, твердой поверхности стола. Надо увидеть, что этот рефлекс угасает у здоровых деток в возрасте 3–4 месяцев, а у недоношенных сохраняется до 5–6 месяцев.
Гимнастическое упражнение на рефлекторное разгибание позвоночника, основанное на рефлексе Галанта, проистекает при движении пальцами снизу кверху вдоль паравертебральной полосы, синхронно позвоночнику, от каудального до краниального отдела позвоночника. Ребенок при этом прогибает спинку обратно и отводит головку в том же направленности. Если данное перемещение делать слева, то позвоночник малыша изгибается направо, и напротив. Необходимо увидеть, что это рефлекторное гимнастическое упражнение для разгибателей спины употребляют первые 4 месяца жизни малыша и позже, что нужно для укрепления мускул спины.
В практике исполнения более распространенных рефлекторных гимнастических упражнений употребляют рефлекс Моро. Он имеетместобыть в том, что при внезапном резком звуке, щелчке или ударе и пассивном поднятии обеих ног рефлекторно разгибаются обе руки и пальцы на них, потом ручки и ножки ворачиваются в исходное состояние – согнутую позу. Необходимо отметить, что асимметрия рефлекторных движений конечностей показывает на гемипарез или травматическое поражение соответствующей стороны. Рефлекс Моро физически сохраняется в движение 6 месяцев, потом теряется.
Еще одно из рефлекторных упражнений у деток раннего возраста соединено с симметричным хватательным рефлексом, в базе которого лежит рефлекс Робинсона. Если на ладонь новорожденного чуть-чуть нажать, появляется ответная реакция – рефлекторное сгибание пальцев кисти и удерживание. Естественно, при нарушении хватательного движения или при его асимметрии разрешено допустить присутствие пареза сгибателей пальца одной руки. Физиологический рефлекс Робинсона убывает с 4-го месяца жизни малыша, а к году вполне теряется.
Массаж и гимнастика по возрастам от В. И. Васичкина
В этом разделе книжки наш создатель Владимир Васичкин скажет об особенностях детского массажа и гимнастики и перечислит массажные приемы, какие рекомендуется применять во время оздоровительных занятий с грудными детьми.
" Начать собственный рассказ я хочу с общих советов всем родителям и спецам по детским занятиям. Проводя массаж и гимнастику с грудными детьми, следует держатьвголове о противопоказаниях к упражнениям, таковым как воспаление и недовольство кожи, гиперемия отдельных групп мускул, гипотрофия, заторможенность малыша, неимение умения торчать, сидеть и т. д. Представленные дальше комплексы упражнений являются примерными, благодарячему в плане последовательности и дозы их следует корректировать в зависимости от личного состояния малыша и его способностей. Необходимо дозировать любое перемещение сначала 2–5 раз и равномерно усиливать нагрузку и время проведения процедуры, начиная с 10–15 минут. Специалисту по детскому массажу здорово научить родителей простым приемам массажных манипуляций и гимнастических упражнений. Желательно жить занятия развдень с постепенным увеличением перегрузки и непременно активизировать позитивные ответные эмоции у массируемого малыша, взыскательно соблюдая режим дня. Обязательно необходимо смотреть за всеми возрастными переменами, наблюдаемыми у малыша. Постоянно находиться в контакте с лечащим педиатром, исполняя его советы по действию на малыша ".
Из лекции доктора В. И. Васичкина
Родителям о детском массаже
Приемы массажа и гимнастики разрешено приступать с 1, 5 месяца жизни малыша, а в неких вариантах, кпримеру при очевидно выраженной патологии, и раньше. Рациональнее жить массажные манипуляции на особом массажном или пеленальном столе. Дома разрешено жить детский массаж на обыкновенном столе или даже в детской кровати, но до необходимо постелить вдвое сложенное байковое покрывало, сверху решать клеенку или непромокаемую ткань и пеленку. Летом, ежели имеется вероятность, разрешено массировать на раскрытом атмосфере при температуре не ниже 20–24 °c.
Желательно приступать массаж не раньше чем чрез 40–45 минут после еды. Ребенок обязан быть спокоен. При всех видах раздражительности, возбудимости, вопле, отказе от грядущей процедуры массаж делать не стоит. Специалист по детскому массажу не обязан применять никаких мазей и растираний. Даже детскую присыпку, тальк и масло следует использовать по необходимости. Массаж нужно делать осторожно, мягко, чистыми, теплыми руками. Массажный стол обязан быть высотой до 75 см, шириной – 80 см, длиной – 110–120 см, желая некие создатели советуют остальные габариты – 70× 70× 90 см.
Перед массажем малыша раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол на спину, ногами к массажисту, потом проводят действие, начиная с массажа рук, ног, живота, груди, потом спины, ягодичной области и заканчивая массажем нижних конечностей, стоп с исполнением гимнастических упражнений.
Массажист обязан держатьвголове о физических возрастных особенностях развития малыша, при этом взыскательно персонально использовать разные манипуляции, руководствуясь ответной реакцией.
Специалисту нужно блюсти главные взгляды составления оздоровительных комплексов в согласовании с возрастной группой и состоянием малыша. В первый год жизни малыш утраивает собственный начальный вес, его рост возрастает в среднем на 25 см, а вес мозга – в 2 раза. В связи с этим при исполнении массажа и гимнастики нужно снабдить охват всех мышечных групп. На одном занятии следует сменять упражнения для разных мышечных групп, поменять исходное состояние сообразно возрасту и приступать занятия с обычных движений, равномерно переходя к наиболее трудным упражнениям. Точность исполнения всех движений гарантировать простейшими приспособлениями, игрушками, предметами, нередко поменять позу малыша.
Массаж непременно нужен, ежели у малыша:
• врожденная мышечная кривошея;
• природный вывих ноги, дисплазия тазобедренного сустава;
• врожденная косолапость;
• пупочная грыжа;
• рахит;
• детский церебральный паралич;
• сколиоз;
• послеоперационный период;
• врожденные недостатки позвоночника;
• гипотрофия, анемия;
• воспалениелегких у новорожденных, бронхиальная астма;
• родовые травмы периферических нервов;
• асфиксия в легкой форме;
• лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста;
• хронические бронхиты, плевриты, ателектазы;
• дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта;
• заболевания щитовидной кандалы. Массаж ориентирован втомжедухе на усовершенствование физиологического развития.
Массаж не стоит делать, ежели у малыша:
• острые лихорадочные состояния;
• болезни кожи( гнойные и гнойничковые);
• остеомиелит;
• расположение к кровотечениям;
• томные формы недостаточности кормления( гипотрофия, атрофия);
• острые воспалительные поражения лимфатических узлов, мускул, костей( экзема, лимфадениты, флегмоны);
• острые артриты, туберкулез костей и суставов;
• врожденные пороки сердца, протекающие с проявленным цианозом и расстройством компенсации;
• диатез( геморрагическая форма), вособенности при гемофилии;
• острые формы нефрита;
• острые формы гепатита;
• огромные пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с очевидным выпадением органов брюшной полости и наклонности ущемления;
• значимые расстройства нервозной системы.
Гимнастика и массаж для деток от 1, 5 до 3 месяцев
Особенности. У деток этого возраста наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, благодарячему в упражнениях не употребляют пассивные движения. Активные движения основаны на врожденных рефлексах: защитном, кожно-мышечном. Расслабление сгибателей проводится легким поглаживающим массажем.
• Массаж рук – поглаживание.
• Массаж ног – поглаживание.
• Массаж живота – поглаживание.
• Выкладывание на живот.
• Массаж спины – поглаживание.
• Рефлекторное разгибание спины – на правом, потом на левом боку.
• Массаж живота – поглаживание.
• Выкладывание на живот 2–3 раза по 2–3 минутки.
• Массаж стоп – поглаживание, растирание, рефлекторное действие.
• Рефлекторное ползание.
Рекомендации. Необходимо исполнять помощь уравновешиванию сгибателей и разгибателей мускул конечностей, особенно отметить верхние руки-ноги – ручки и плечики малыша. Проводить " комплекс оживления ", позитивного эмоционального восприятия деяния массажа и гимнастики. Исходное состояние малыша – горизонтальное.
Гимнастика и массаж для деток от 3 до 4 месяцев
Особенности. К этому возрасту теряется физическая гипертония сгибателей рук. Постепенно разрешено гипнотизировать в комплекс упражнений пассивные движения. Укрепляются мускулы шеи. Появляются пробы конфигурации расположения тела, такие как разворот со спины на животик. Исчезает парадокс ползания. При оздоровительных упражнениях с детьми предоставленного возраста употребляются последующие массажные приемы на указанных областях тела.
• Массаж рук – поглаживание.
• Пассивные упражнения для рук – скрещивание их на груди.
• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.
• Упражнения функциональные и пассивные – разворот со спины на живот направо.
• Упражнение рефлекторное – " поза пловца ".
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание.
• Массаж животика – поглаживание, разминание.
• Массаж стоп – растирание, похлопывание, рефлекторное действие.
• Ребенок располагаться лицом к спецу по массажу. При поддерживании малыша под мышки выполняется пританцовывание. Наклоняя тело малыша на себя, массажист вызывает у него шаговую реакцию.
• Упражнение пассивное – сгибание и разгибание рук, " бокс ".
• Массаж глубокий клеточки – поглаживание, простая вибрация.
• Поворот малыша со спины на живот налево.
Рекомендации. Во время проведения массажа и гимнастики нужно способствовать уравновешиванию сгибателей и разгибателей ног. Поддерживать все манипуляции нежными словами, дискуссиями. Дозировать все движения по 5–6 раз. Помнить, что в этом возрасте возникают первые симптомы торсии при повороте со спины на живот.
Гимнастика и массаж для деток от 4 до 6 месяцев
Особенности. Происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног. Это означает, что следует жить пассивные движения ног. Укрепляются мускулы шеи – необходимо гипнотизировать комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса, кпримеру делать упражнение " парение " на спине. Двигательные относительные рефлексы необходимо свидетельствовать звуковыми сигналами, кпримеру счетом " раз, два, три… " и т. д. При проведении оздоровительных занятий родителям и экспертам рекомендуется применять последующие приемы.
• Массаж рук – поглаживание, вариации этого приема.
• Скрещивание рук на груди.
• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.
• Пассивные движения – " скользящие шаги ", велосипедные движения, 6–8 раз.
• Поворот со спины на живот направо.
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация в облике похлопывания.
• Рефлекторное упражнение " парение " на животе.
• Массаж живота – поглаживание, растирание.
• Упражнение функциональное – приподнимание головы и тела с фиксацией малыша за руки и выведение их в стороны.
• Массаж стоп – растирание, рефлекторное действие.
• Сгибание и разгибание рук – " бокс ", 6–8 раз.
• Сгибание и разгибание ног как попеременно, так и сразу, исполняя упражнения инертно.
• Рефлекторное упражнение " парение " на спине.
• Массаж глубокий клеточки – поглаживание, растирание, вибрация.
• Поворот малыша со спины на живот налево.
• Массаж спины и ягодиц.
Рекомендации. Советую использовать разные игрушки, кпримеру, кольца, погремушки, подготавливать малыша к ползанию. Желательно более звуковых сигналов, вособенности на формирование ритма всех движений. Массаж рук разрешено дозировать меньше.
Гимнастика и массаж для деток от 6 до 10 месяцев
Особенности. Ребенок исполняет трудные координационные движения. Развиваются статические функции, такие как седалище без опоры, бездействие с опорой. Возникновение относительных связей с наружной средой. Используются раздражители первой сигнальной системы – слуховые, зрительные, подкрепляемые надлежащими согласованными двигательными движениями. Массаж и гимнастика выполняются по последующему плану.
• Поглаживающий массаж рук и сведение-разведение их в стороны, 8-10 раз.
• Массаж ног – сгибание-разгибание одновременное и попеременное, " скользящие шаги ", 6–8 раз.
• Массаж животика – поглаживание, растирание, разминание, простая вибрация.
• Поворот со спины на живот направо – перемещение делает сам малыш.
• Массаж спины и ягодиц – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Ребенок уже ползает, лежа на животике, усложняйте гимнастику ходом " парение " на животе( рис. 11) и на спине.
Рис. 11
• Круговые движения руками.
• Попеременное сгибание и разгибание ног, 8-10 раз.
• Напряженное выгибание на руках массажиста.
• Поворот со спины на живот налево.
• Из позы малыша лежа на животике приподнимание тела за руки.
• Упражнение функциональное – присаживание с помощью за руки.
• Массаж глубокий клеточки – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
Рекомендации. Укрепляя мускулы спины и ног, предки обязаны равномерно содействовать переходу малыша в вертикальное состояние. Необходимо втомжедухе закреплять двигательные рефлексы, улучшать сознание речевой аннотации. В этом возрасте малыш может торчать и нарушать ножками, чему нужно содействовать. Нужно возобновлять исполнение упражнений на формирование торсии позвоночника.
Гимнастика и массаж для деток от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев
Особенности. Ребенок может торчать без опоры и безпомощидругих бродить, благодарячему упражнения делаются с учетом данных поз. Ребенок обожает сидеть на корточках, в связи с этим следует применять более руководств, речевых подтверждений по исполнению разных движений с использованием различных предметов. У малыша развивается сознание речи, интонации, и этому нужно содействовать. При оздоровительных упражнениях с ребенком рекомендуется применять последующие приемы.
• Обхватывающие движения руками с внедрением кольца и помощью речевыми командами.
• Сгибание и разгибание рук и ног, сопровождаемые речевой командой и выполняемые приемами поглаживания, растирания, разминания, а втомжедухе легкими вибрационными действиями с исполнением " скользящих шагов " как сразу 2-мя ногами, так и попеременно то правой, то левой ногой.
• Поворот со спины на живот направо, удерживая малыша за лапти. Сопровождать упражнение речевой инструкцией. Данное перемещение малыш обязан делать и без помощи.
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Присаживание малыша при помощи его за обе ручки, с речевой инструкцией.
• Круговые движения руками – упражнение пассивное.
• Поднятие прямых ног с речевой инструкцией – упражнение пассивное.
• Движение по паравертебральным чертам вдоль позвоночника с подходящим рефлекторным прогибом позвоночника.
• Поворот со спины на живот при помощи малыша за руки, с речевой инструкцией, перемещение делать налево.
• Приподнимание малыша из позы лежа на животике при фиксации рук, с речевой инструкцией.
• Упражнение для сгибания рук на опускание.
• Массаж глубокий клеточки и животика – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе по боковым чертам глубокий клеточки.
Рекомендации. Ребенок лежит, а при неких упражнениях сидит. Следует провоцировать малыша к ползанию, для что обширно применять надлежащие речевые аннотации: " сядь ", " дай ", " бери ", " держи сильнее ", " отдай " и т. д. Нужно стремиться закреплять мускулы для сидения, стояния и взращивать двигательные относительные рефлексы с осознанием речи и координации движений, блюсти ритмичность исполнения движений. Массаж следует жить до исполнения гимнастических упражнений.